Главное меню

программа развития

PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
01.11.2011 12:23

1. Паспорт программы развития «Школа- объединение усилий гражданского сообщества» МОУ СОШ с.Куприяновка

Настоящая программа определяет концепцию и стратегию развития школы, и основные действия по ее реализации.

Законодательная база для разработки программы развития школы:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

4. Закон РФ «Об образовании».

5. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

7. Типовое положение об образовательном учреждении.

8. Концепция модернизации Российского образования

 

Наименование программы

Целевая комплексная программа развития «Школа- объединение усилий гражданского сообщества» МОУ СОШ с.Куприяновка Завитинского района Амурской области на 2011-2015 годы

Разработчики

Администрация школы, представители общественности

Исполнители программы

Администрация, педагогический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры

Научно- методические основы разработки программы

Учение П.П.Блонского о формировании личности ребенка, концепция развития российского образования, национальная инициатива «Наша новая школа»

Основные этапы и формы обсуждения и принятия программы

Педагогический совет (протокол №1 от 22.06.2011г ), родительское собрание, заседание Управляющего совета

Цель программы

Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования, обеспечивающие качество, доступность и эффективность всех уровней образования. Сохранение лучших традиций образовательного учреждения

Задачи программы

1.Обновление содержания образования.

2. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию нового содержания образования.

3.Создание внутришкольной системы управления качеством образования в соответствии с требованиями государственных стандартов.

4. Внедрение механизмов государственно- общественного управления школой.

5. Внедрение механизмов, способствующих достижению школой экономической самостоятельности реализация закона № 83-ФЗ )

6. Создание условий для выбора учащимися индивидуального характера обучения; (индивидуальные траектории обучения, обучение детей 7-8 вида дистанционно по личным индивидуальным траекториям ).

7. Создание специальной среды в начальной школе, позволяющую моделировать ситуации выбора на основе интересов младших школьников;

Переход на ФГОС.

8. Переход к профильной школе на основе запросов обучающихся, родителей, исходя из имеющихся ресурсов; апробация профильного обучения, предполагающего обучение по групповым образовательным маршрутам с последующим выходом на индивидуальные образовательные траектории

 

9. Разработка контроля и мониторинга результатов индивидуального образования (обучения, развития, воспитания).

10.Реализация обновленной системы воспитания с целью социализации личности ребенка и становления гражданско- патриотических качеств личности.

Ожидаемые результаты.

· Создание модели индивидуализированного образовательного процесса.

· Создание условий выбора учащимися значимых для них видов деятельности;

· Освоение педагогическим коллективом методов диагностики , мониторинга.

  • Обобщение опыта гражданско- патриотического воспитания.
  • Создание сетевого взаимодействия в рамках работы школы как опорной по гражданско- патриотическому воспитанию.

Срок действия программы

Проект рассчитан на 5 лет:

Подготовительный этап, выявление перспективных направлений развития школы, создание подпрограмм- 1год

Организационно- практический- 3 года

Аналитический- 1 год

Анализ достигнутых результатов и определение дальнейшего развития школы.

Структура программы

1.Паспорт программы

2. Информационная справка

3.Проблемно- ориентированный анализ

4. Концепция развития школы как школы усилий гражданского сообщества.

5. Стратегия внедрения программы

6. Ресурсное обеспечение

7. Приложения

Ресурсное обеспечение

Бюджетные средства, средства родительской общественности, спонсоров.

Управление программой

Корректировка программы осуществляется управляющим советом. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора.

2. Информационно- аналитическая справка о состоянии школы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа с.Куприяновка Завитинского района Амурской области находится в с.Куприяновка, являясь средней школой для обучающихся сел Куприяновка, Федоровка, Подоловка, расположенных в границах Куприяновского муниципального образования.

Школа прошла лицензирование (лицензия 004003 серия РО № 001162 от 28.01.2011 г. ) и государственную аккредитацию (свидетельство о государственной аккредитации № 02110 от 01.06.2010 г. ОП 00390 )

1) Краткая историческая справка об истории Куприяновской средней школы.

1932 год- начальная школа

1956 год- построено здание семилетней школы

1965 год- школа преобразована в среднюю

1967 год- первый выпуск средней школы

1984 год- построено новое здание школы,

в котором ведется образовательный процесс

2) Информационная справка о школе.

Всего обучающихся 93 .

11 классов – комплектов.

Число смен- одна. Средняя наполняемость классов 7-8 человек.(два класса по 13 учащихся).

88, 5% школьников здоровы, 10% стоят на диспансерном учете, 1,5%- инвалиды.

3) ХАРАКТЕРИСКИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

Педагогический коллектив объединяет 22 педагога, их них 2 -внешние совместители, это учителя музыки и химии. Уровень профессиональной компетентности следующий: имеют высшее образование- 82%, среднее специальное- 13%, неоконченное высшее- 5%. Количество учителей, имеющих квалификационную категорию повысился на 14% за 2006/2007год и составил 81 %. С приходом молодых специалистов этот процент стал немного ниже. 59% коллектива- это педагоги, имеющие стаж работы более 20 лет. С одной стороны это фактор, имеющий положительную тенденцию- высокий уровень профессиональной деятельности, с другой стороны- старение кадров, малая мобильность и реагирование на изменение внешних условий, консерватизм. Средний возраст педагогического коллектива- 46лет. 2009 год- изменился качественный состав: на заслуженный отдых ушли три учителя- пенсионера. Пришли работать молодые специалисты. Средний возраст- 41 год.

Среди педагогов школы есть отмеченные Почетным званием « Заслуженный учитель РСФСР»- Медова Л.Д., «Отличник народного просвещения» Ядыкина О.А. и Попова Н.И., имеющие звание «Старший военный руководитель»- Федорук В.Ф., награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ Бабаева Н.Н., Федорук О.В., Федорук В.Ф. Почетными грамотами Комитета по образованию Администрации Амурской области, районного отдела образования награждены многие педагоги школы. Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%. Средняя недельная нагрузка- 18 часов. Коллектив отличает стабильность, понимание общих задач и целей, стоящих перед коллективом. 60% учителей являются выпускниками данной школы.

4) Состояние материально-технической базы.

Общая площадь помещений учебного заведения 1891 кв.м, в том числе:

– площадь учебно-лабораторных помещений – 916 кв.м.;

– учебно-лабораторная площадь, приходящаяся на одного учащегося –8,36 кв.м.;

– наличие:

кабинетов 7

лабораторий 2

спортивного зала 1

спортивной площадки 1

столовой 1

кабинета информатики 1

кабинета биологии 1

кабинета физики/химии 1

кабинета музыки и ИЗО 1

кабинета обслуживающего труда 1

кабинетов начальных классов-4

школьный комплексный музей 1

библиотека -1

Информационно-техническое оснащение

– количество компьютеров – 24 штуки, из них -2 ноутбука

-выход в Интернет – 10 компьютеров через локальную сеть;

– отношение количества компьютеров к контингенту учащихся – 1 компьютер на 5 учащихся;

– количество компьютерных программ, имеющихся в фонде учреждения, в том числе игровых 5 программ, обучающих 10 программ (разработанные и приобретенные);

– другое оборудование:

телевизор – 3__

– звуковоспроизводящая аппаратура –1 __

– аудиотехника – 3__

– микрофон – 2__

–мультимедийный проектор– _3_

-интерактивный комплекс -1

– компьютер – 24__

–музыкальные центры– _4_

– сканер – __2

– принтер – 6__

-фотоаппарат 1

Необходима видеокамера, музыкальный синтезатор.

Фонд библиотеки, в том числе:

– фонд учебников, приобретенных на бюджетные средства, – 545 ____ экземпляра;

– учебники, приобретенные на пожертвования родителей, –56 ___ экземпляров;

– фонд художественной и научно-методической литературы –5678 ___ экземпляров;

– количество экземпляров учебников, приходящихся на одного учащегося –9 экземпляров за счет бюджета(но это в большей мере устаревшие учебники) и 3 экземпляра за счет внебюджетных средств (родительские взносы);

– количество экземпляров методической литературы, приходящееся на одного преподавателя – 35 экземпляров;

– количество экземпляров художественной литературы, приходящихся на одного учащегося – 100 экземпляров;

– количество дополнительной литературы для организации учебно-исследовательской работы учащихся – 295 экземпляров.

Спортивные сооружения:

* Типовой спортзал;

* Спортивная площадка;

* Стадион

Столовая на 36 посадочных мест.

Библиотека с фондом наименований с читальным залом.

Имеется трактор, школа имеет лицензию для профессионального обучения профессии тракторист- машинист.

Режим работы школы- пятидневная учебная неделя с шестым развивающим днем, продолжительность урока- 40 минут. Имеется группа продленного дня для учащихся 1-6 классов. В школе работает группа предшкольной подготовки, что позволяет создавать равные возможности для поступления детей в 1 класс и их дальнейшего обучения и развития.

5) Краткая характеристика социального окружения школы и прогноз развития ситуации в с.Куприяновка

Школа находится в селе Куприяновка, расположенном в 18 км от городов Завитинска и Райчихинска, в селе проживает 373 жителей, из них – пенсионеры составляют 52 %. В селе Подоловка проживает 219 жителей. В Куприяновке создалась напряженная социально- экономическая обстановка из- за распада сельскохозяйственного предприятия, работают только бюджетные учреждения -СДК, ФАП, почта, школа, пожарный пост. Работники СПК «Движение» с. Подоловка не получают достойной зарплаты, многие родители не имеют постоянной работы, уровень жизни низкий, но вместе с тем есть семьи, где уделяют достаточно внимания воспитанию и обучению детей, создавая нормальные условия для развития детей, в семьях увеличивается число компьютеров, техники. Из 39 семей - 80%-малообеспеченные. 34 %- неблагополучные, 29 семей- неполные. В последние годы в селах наблюдается увеличение роста рождаемости, но в семьях социально неблагополучных. Подвоз учащихся осуществляется школьным автобусом, полученным в рамках нацпроекта «Образование», автобус оснащен согласно требованиям безопасных перевозок, в том числе системой ГЛОНАС.

Основными проблемами села, в значительной степени влияющими на работу школы, является:

* Уменьшение количества детей, прирост количества детей идет в неблагополучных семьях ;

* Тенденция старения населения села;

* Увеличение количества детей, нуждающихся в 7-8 виде обучения.

Школа является центром сохранения культурных ценностей, духовности, интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Школа тесно сотрудничает с сельским Домом культуры, сельской библиотекой.

6. ПОЗИТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЫ

По успешности в учебе контингент учащихся неоднороден. Средний показатель качества знаний учащихся за последние годы – 45-50%. Результаты обучения легко проверяемы – по поступлению в вузы и сузы.

Средний показатель за последние годы – до 40% -50% выпускников, поступивших в вузы, 50%-70% в сузы;

Соответствие базовому уровню – 50%, продвинутый уровень – 10%.

Учащиеся школы на протяжении последних лет активно участвуют в олимпиадах по предметам, различных конкурсах, где занимают призовые места.

Из 4 выпускников 2010года: 1 служит в рядах Российской армии, 2 поступили в вузы, 1- ссуз.

На базе школы велась опытная работа по внедрению природосообразного принципа обучению грамоте и чтению А.Кушнира в рамках районной экспериментальной площадки (Кубовская В.Д.).

Проведены областные и районные семинары и конференции: опыт гражданско- патриотического воспитания, открытые уроки в рамках работы РМО( 2011 г.- два заседания РМО учителей истории и физики).

Отличительными особенностями школы являются:

– использование новых образовательных технологий;

– работа детских органов самоуправления;

-качественная материальная база (имеется кабинет естествознания, новое компьютерное оборудование);

-работа школьного комплексного музея;

– создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса;

-подвоз учащихся из села Подоловка.

В школе работают кружки, ведутся факультативные занятия, проводится научно-исследовательская работа с учащимися, организована проектно-созидательная деятельность. Результат – победители, призеры, участники районных и городских олимпиад, выставок, конкурсов, смотров, конференций, где учащиеся показывают высокий уровень подготовки и культуры.

Внеурочная воспитательная деятельность школы направлена на развитие творческих способностей детей через систему общешкольных традиционных мероприятий. За последние годы достижениями школы являются:

- второе место в районной спартакиаде;

- первое место в смотре школьных музеев;

-дипломант Всероссийской олимпиады.

-участники областных конкурсов.

111. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ

1. С учетом новых запросов общества и запросов каждого конкретного человека возникла необходимость подъема учебно-воспитательного процесса и возможностей школы на более высокий, качественно новый уровень. Для этого школе необходимо продолжить работу по развитию своих собственных принципов построения учебно-воспитательного процесса, на основе принятия основных направлений концепции модернизации российского образования. В связи с этим можно предполагать дальнейшее совершенствование базисного учебного плана, предполагая внедрение профильного обучения внутри школы. C 2011 года первый класс школы будет заниматься по новым ФГОСам.

2. Для усиления индивидуальной работы с сильными детьми необходимо предусмотреть создание классов с профильным обучением (группы или индивидуальные учебные планы). Создать условия для профессиональной подготовки учащихся. Важнейшую роль в развитии школы должны сыграть личностный подход в учебно-воспитательном процессе, усиление психологической диагностики, оказание помощи ребенку в развитии его индивидуальных способностей, социальная защита ребенка, жизненное самоопределение детей.

3. Целенаправленная работа по организации гражданско- патриотического воспитания, обеспечивающая историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие лучших традиций культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего народа. Создание сетевого взаимодействия в рамках данной программы

Прогноз развития ситуации в селе Куприяновка селе Подоловка.

В связи с реализацией национального проекта в области сельского хозяйства и того внимания, которое уделяет новый губернатор области развитию сельского хозяйства, надежда на возрождение сел имеется. С увеличением количества пахотных площадей можно ожидать притока работоспособного населения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

При анализе нынешнего этапа развития школы была составлена характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению, которая складывалась из следующих основных компонентов:

1. Государственный заказ.

Его содержание связано с тем, чтобы школа создавала условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей образование и обладающей гражданской ответственностью.

2. Потребности обучающихся, которые были выявлены в ходе опроса и анкетирования.

Учащиеся желают учиться в красивой, уютной школе, в которой можно получить качественное образование, достаточное для поступления в вуз, суз, пообщаться со сверстниками, можно чувствовать себя защищенным, раскрывать свои способности.

3. Ожидания родителей, которые выявлены в ходе анкетирования.

Родители желают, чтобы ребенок обучался в комфортных условиях, получил образование в профильном классе, посещал кружок или спортивную секцию, сохранил свое здоровье. Пожелания родителей, касающиеся направленности развития школы:

– улучшение условий для развития личности ребенка;

– обучение и воспитание детей с учетом интересов, склонностей и уровня учебных возможностей;

– квалифицированное кадровое и психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

– развитие сложившейся системы воспитательной работы, нацеленной на самоопределение, саморазвитие и самоактуализацию личности ребенка;

– расширение сети кружков и спортивных секций;

– улучшение материально-технической базы школы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и здоровьесберегающей среды.

4. Профессионально-педагогические потребности педагогов (установлены в ходе бесед, анкет, опросов, обсуждений школьных проблем).

Учителя хотят работать в комфортных условиях, имея возможность реализовывать свои профессиональные возможности, повышать уровень своей компетентности в коллективе единомышленников под руководством заинтересованной в их потребностях администрации, получая за свой труд достойную зарплату.

Требования со стороны различных социальных заказчиков позволяют учитывать их при осмыслении и формулировке целей и задач школы.

V. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАТРУДНЕНИЙ И НЕРЕШЕННЫХ ПРОБЛЕМ

Функционирование в течение последних лет школы в условиях перехода на новое содержание образования дало свои положительные результаты и одновременно обозначило ряд проблем.

Происходящие в нашем обществе изменения оказывают существенное влияние на общее состояние образовательной системы. Главной проблемой становится уменьшение количества обучаемых в одном конкретном селе, но при реорганизации МООУ НОШ с. Подоловка путем присоединения увеличилось количество учащихся в начальной школе (средняя наполняемость классов 10 человек), что позволило решить проблему обучения младших школьников без классов- комплектов. Политические, экономические, социальные, идеологические преобразования требуют формирования и развития личности нового типа – грамотной, творчески мыслящей, свободной, соответствующей требованиям рыночной экономики, умеющей делать осознанный выбор, ответственной и дисциплинированной. Приоритетными становятся удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. При этом важно предвидеть возможную сферу будущей деятельности, позаботится о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкурентности и трудностей на рынке труда.

Многие выпускники школы пребывают в неопределенном положении, решая вопросы жизненного самоопределения. У многих повысились (или понизились) притязания на определенное положение в обществе, неадекватные способностям, личностным и профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную необходимость в организации образовательного процесса с учетом новых социально-экономических реалий.

Логичен и обоснован в связи с этим акцент в функционировании образовательного учреждения на создание условий для развития личности каждого ребенка, индивидуализации и дифференциации образования, допрофессиональной подготовки.

Исходя из этого выявлены следующие проблемы:

1. Анализ традиционной системы обучения показал, что в рамках обычных предметных уроков, без создания специальных ситуаций работа по развитию личностной свободы школьников протекает недостаточно эффективно и в конечном итоге постепенно поглощается более мощной знаниевой парадигмой.

Позиция ученика при традиционном обучении лишает его полностью или частично действий анализа, целеполагания, самооценки, что приводит к деформации и издержкам в развитии личности, происходит отчуждение ряда компонентов учебной деятельности от ее субъекта – ученика. В результате школьниками не усваивается как раз тот опыт, который служит основой для становления и развития личностных функций, и в первую очередь – их внутренней свободы. Только в полноценной деятельности субъекта может проявиться его личность. Переход к новым образовательным стандартам поможет решить данное педагогическое затруднение. Опыт работы по новой технологии ( А.Кушнира) показал результаты: учащихся данного класса отличает умение учиться, самостоятельно принимать решение, высокая мотивация.

2. Необходимость системного взаимодействия вех составляющих социокультурной среды села и недостаточность координации данной деятельности.

VI. Концепция развития школы как школы усилий гражданского сообщества.

Данная программа является логическим продолжением программы развития, разработанной в 2002/2003 учебном году, усовершенствованной в 2007 году, как программа индивидуализированного образовательного процесса. Экономические и социальные условия привели к значительному сокращению количества учащихся, и данная тенденция будет продолжаться в ближайшие 5-6 лет. Поэтому возникла необходимость в период перехода на новые учебные планы 2004 и 2007 года с учетом организации профильного обучения пересмотра подходов в обучении и воспитании с целью сохранения статуса средней школы.

Путь дальнейшего развития школы

в образовательной области по пути индивидуализированного образовательного процесса с применением новых педагогических и информационных технологий, с созданием индивидуальных образовательных траекторий.

в воспитательной работе – сохранение лучших традиций трудового, гражданского и патриотического воспитания, объединение усилий социума, направленных на создание условий для более полного удовлетворения запросов учащихся и их родителей.

Концепция индивидуализированного образовательного процессе опирается на следующие принципы:

1) Принцип психологического комфорта. Он складывается из:

ü Стиля взаимоотношений детей и взрослых, детей друг с другом, атмосферы дружелюбия;

ü Возможности самореализации личности через организацию разнообразной деятельности;

ü Возможности учиться и развиваться в соответствии со своими психологическими и умственными способностями;

ü Атмосферы творчества и сотрудничества.

2) Приоритет здоровья: «все имеет смысл, пока мы здоровы»,

3) Принцип духовного комфорта; каждая личность уникальна и индивидуальна,

все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к личности.

В основе психологического обоснования модели лежит учение П.П.Блонского о формировании личности ребенка, о влиянии среды, в которой он живет П.П.Блонский писал: «…ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами которыми он владеет, поэтому чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение». Следовательно, мы должны обогатить это окружение и расширить диапазон средств для познания мира ребенком.

В выборе содержания образования и организации образовательного процесса целесообразно опираться на характеристику младшего школьного и подросткового возраста и связанные с этим особенности образовательного процесса. В организации образовательного процесса в начальной школе учитывается частая сменяемость видов деятельности в силу слабого произвольного внимания детей, учет подвижности, активности детей, опора на предметно- образное мышление. В среднем звене необходимо учитывать те изменения, которые происходят в интеллектуальном развитии детей подросткового возраста» данный возраст можно считать возрастом, когда в основном заканчивается интеллектуальное развитие, уступая место специализации». П.П.Блонский подчеркивает, что именно в этом возрасте наряду с интеллектуальным созреванием идет общественное созревание, формируется мировоззрение. Значимой деятельностью для подростка становится общение. Для подросткового возраста характерны следующие особенности:

· Произвольное внимание становится более устойчивым;

· Усвоение опирается на книгу; развивается опосредованная память;

· Мышление становится более систематическим, ребенок ищет объяснение всему;

· Уже имеется самоконтроль в работе;

· Приобретены навыки систематического умственного труда.

Обучение в это период должно все больше основываться на самостоятельной работе учащихся и организовываться так, чтобы с самого начала постепенно подводить их к овладению методами научной работы.

Содержание образования.

Основной целью образовательного процесса в начальной школе является развитии общеучебных навыков и общих способностей, а также создание условий для их проявления, раскрытия интересов, склонностей, природных задатков ребенка.

В школе второй ступени на первый план выступает формирование так называемых групповых (гуманитарных способностей или точным наукам) и специфических (узконаправленных) способностей. Большое значение играет в этот период и дальнейшее формирование мотивационно- потребностной сферы личности.

На третьей ступени обучения необходимо развивать приобретенные учащимися навыки, работать в направлении дальнейшего развития способностей учащихся в каждом из выбранных ими направлений, давая глубокие знания основ наук, стремиться обучать учащихся приемам самоконтроля, саморазвития, самореализации.

Следовательно, содержание образования на этих ступенях через изучаемые предметы, активизацию урочной, внеурочной познавательной деятельности, кружки и секции должно обеспечить условия для проявления, развития и реализации потребностей и специфических способностей подростков. И, главное, в школе должны быть созданы комфортные условия для каждого ребенка, климат взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Основными задачами содержания образования являются:

1. формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;

2. развитие познавательных потребностей, создание условий для развития общих и специфических способностей;

3. формирование навыков культуры умственного труда и приобщение к научно- исследовательской, поисковой работе;

4. формирование потребности в саморазвитии и самообразовании;

5. формирование валеологической культуры (потребности в умении заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих).

Применяемые педагогические технологии.

Большинство применяемых технологий ориентированы на групповой способ обучения при фиксированных затратах времени и объеме изучаемого материала без учета индивидуальных способностей учащихся. Попытки дифференцировать и индивидуализировать обучение при этих условиях не приносит значительных результатов. Большая часть учащихся обучается на уровне ниже своих возможностей. Успешность обучения зависит от многих факторов, и главную роль имеет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка. Именно это условие должно лечь при выборе технологий, форм и методов обучения. Наиболее отвечающим этим требованиям является обучение чтению и письму А.М.Кушнира в начальных классах и коллективный способ обучения В.К.Дьяченко, интегративно- дифференцированный подход в обучении физике О.В.Коршуновой.

Так как в школу приходят дети не только с разной степенью подготовленности, но и с различными природными задатками, много детей проживают в трудных социальных условия, то им нужен индивидуальный подход и индивидуальный темп обучения. У каждого ребенка есть своя зона ближайшего развития, разный темп развития и усвоения знаний.

Значит, обучение должно быть приспособлено и исходить и уровня развития каждого, то есть должно быть индивидуализировано.

Урок был и остается классической формой организации образовательного процесса, имея свои достоинства и недостатки. Достоинством новых педагогических технологий, основанных на природосоосбразности, являются:

· активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения;

· возможность усвоения учебного материала в объеме и срок, определяемом психофизическими особенностями развития личности ребенка;

· сотрудничество учащихся, взаимообучение и взаимоконтроль, являющиеся основой нравственного воспитания;

· демократический стиль общения;

основным видом деятельности ребенка в школе является учение. Оно должно быть организовано не с учетом индивидуальных особенностей, а на их основе. Образовательный процесс должен отвечать следующим требованиям:

1) Предоставление многообразных знаний, видов деятельности (образовательной среды и социума) для опробования своих сил и возможностей, проявления склонностей и интересов.

2) Предоставление возможности овладения основами наук на уровне и в темпе, соответствующим индивидуальным особенностям учащихся.

3) Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы, вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.

4) Создание условий выбора учащимися собственного пути в образовании и в впоследствии возможного выбора профессии.

5) Учет физиологических и психических особенностей учащихся с целью сохранения их здоровья.

Пути организации индивидуализированного обучения.

1. Применение технологий, ориентированных на индивидуализированное обучение.

2. Внедрение активных форм обучения.

3. Использование предметных и надпредметных форм и методов организации познавательной деятельности учащихся, использование информационных технологий.

4. Организация творческой, художественной, спортивной деятельности через работу кружков и секций.

5. Внедрение творчества во все сферы жизнедеятельности учащихся.

В связи с этим на первый план выходит:

· Изучение педагогами школы новых технологий, ориентированных на индивидуализированное обучение.

· Постоянное изучение личности ребенка, наблюдение за его развитием, изучение зоны ближайшего развития, склонностей, интересов, сильных сторон личности.

· Организация системы мониторинга.

· Создание программ индивидуального обучения и развития ребенка.

Малокомпклетная школа имеет свои недостатки и ряд преимуществ. Она более мобильна и гибка, имеет большие возможности в поиске альтернативных форм организации образовательного процесса. Главными преимуществами такой школы являются:

- малая наполняемость классов;

-возможность более тесного общения педагогов и учащихся;

-возможность разновозрастного общения детей;

- осуществление частой связи с родителями.

Малокопмклетность и небольшая наполняемость классов позволяет делать мобильным расписание. В малых группах появляется возможность организовать активную познавательную деятельность. Все это создает предпосылки для того, чтобы создать в школе атмосферу психологического комфорта, сделать образовательный процесс максимально индивидуализированным.

Вместе с тем, эти же условия не позволяют в полной мере организовать профильное обучение, удовлетворяющее запросам учащихся и их родителей, а значит, нужна интеграция с другими образовательными учреждениями, связь с сузами и вузами, использование дистанционных информационных технологий.

модель индивидуализированного образовательного процессаЦель: организация индивидуализированного образовательного процесса, основанного на преимуществах малокомпклетной школы.

Создание образовательной среды

· Организация самостоятельной учебно- познавательной

деятельности.

· Создание условий для выбора учащимися значимых для них видов деятельности.

· Создание условий для научно- исследовательской, поисковой деятельности.

Овал: Подготовка учителя. •	Освоение личностно- ориентированных технологий, приемов организации индивидуальной работы; •	Освоение методики диагностирования, мониторинга; •	Создание УМК, удовлетворяющих индивидуализации обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология организации индивидуализированного процесса

  • Образование в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • Возможность самореализации, проявления способностей;
  • Психологическая защищенность и комфортные условия обучения и развития.

 

 

 

Ожидаемые результаты.

Для ученика:

Раскрыть свои ресурсы и возможности.

Приобрести навыки самообразования, умение адаптироваться в новых условиях.

Для учителя:

Овладеть методами изучения личности ребенка.

Овладеть приемами организации образовательной деятельности учащихся, исходя из реализации индивидуальных программ обучения, научиться строить индивидуальные траектории обучения учащихся.

Главным результатом будет:

Создание модели индивидуализированного образовательного процесса, когда в условиях маленькой провинциальной школы не сдерживать сильных, способных учащихся с широкой зоной ближайшего развития и обучения на своем высоком уровне возможностей и расширить зону развития у других учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Стратегия внедрения программы.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

Внедрение новых государственных стандартов

2011-2014 гг

Администрация Учителя – предметники,

Создание нормативной базы, обеспечение УМК и учебниками нового поколения

Повышение квалификации педагогов в условиях введения новых стандартов и обучения по 7-8 виду

2011-2015

Зам. директора по УВР

Готовность к реализации новых стандартов

Изучение заказа по выбору учащимися курсов

постоянно

Классные руководители

Включение в учебный план курсов, соответствующих запросам учащихся

Разработка индивидуальных траекторий обучения на 3 ступени

постоянно

Учителя- предметники

Создание условий для индивидуализированного обучения

Работа с молодыми педагогами( курсовая подготовка, заочное обучение, аттестация)

2011-2015

Администрация

Совершенствование работы школы молодого педагога

Организация профильного обучения через групповые формы обучения, сетевое взаимодействие с другими ОУ, ПУ

2011-2015

администрация

Участие в районных экспериментальных площадках

Работа по внедрению технологии создания портфолио учащихся и учителей

2011-2015

Классные руководители

Положительная мотивация учащихся и педагогов к обучению самопрезентации

Обучение педагогов ИКТ-компетентности с использованием интерактивных комплексов

2011-2012

Ядыкина О.А.

Повышение ИКТ- компетентности учителей

Пополнение современными учебно- наглядными пособиями

2011-2015

администрация

Использование современной учебно- материальной базы для повышения качества знаний

Создание ученического научного общества

2011-2013

Бабаева Н.Н., Федорук В.Ф.

Привитие учащимся навыков исследовательской и поисковой деятельности с использованием метода проектов

Реализация подпрограмм

« Я- гражданин России», «Одаренные дети», «Здоровье»

2011-2015 г

Зам. директора

Развитие воспитательной системы, апробация оптимальных форм воспитательной работы в создавшихся условиях, привлечение всех возможностей социума для создания открытой школы

Достижение оптимального уровня образования через применение индивидуализированных форм обучения

2011-2015 гг

Коллектив школы

Создание школы- коллектива единомышленников учителей, учащихся, родителей

Создание сетевого взаимодействия в рамках работы школы как центра гражданско- патриотического воспитания

2011-2012

Рабочая группа

Создание условий для взаимодействия коллективов школ района по данному направлению

 

 

Ожидаемые результаты.

Для ученика:

Раскрыть свои ресурсы и возможности.

Приобрести навыки самообразования, умение адаптироваться в новых условиях.

Для учителя:

Овладеть методами изучения личности ребенка.

Овладеть приемами организации образовательной деятельности учащихся, исходя из реализации индивидуальных программ обучения, научиться строить индивидуальные траектории обучения учащихся.

Главным результатом будет:

Создание модели индивидуализированного образовательного процесса, когда в условиях маленькой провинциальной школы не сдерживать сильных, способных учащихся с широкой зоной ближайшего развития и обучения на своем высоком уровне возможностей и расширить зону развития у других учащихся.

Создание условий для взаимодействия в рамках района по вопросам гражданско- патриотического воспитания.

Обновлено ( 17.12.2011 14:49 )
 
joomla templateinternet security reviews
Agriculture template by kaspersky review